Телеспутник: КАК CSTB’2019 ИСКАЛА ЦИФРОВУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ В «ЯНДЕКСЕ»
Пленарный круглый стол, который традиционно открывал деловую часть выставки-форума CSTB’2019, показал, что представители традиционных игроков российского медиарынка всерьез опасаются за свое будущее, которому, по их мнению, угрожает приход в индустрию отечественного интернет-гиганта — компании «Яндекс».
Пленарный круглый стол, который традиционно открывал деловую часть выставки-форума CSTB’2019, показал, что представители традиционных игроков российского медиарынка всерьез опасаются за свое будущее, которому, по их мнению, угрожает приход в индустрию отечественного интернет-гиганта — компании «Яндекс».
ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ
С каждым годом главная «пленарка» CSTB становится все более увлекательной, приобретая черты отлично срежиссированного шоу. Отчасти это происходит не от хорошей жизни: генеральные тренды отрасли обсуждены многократно, представители мейджоров не по одному разу озвучили свои версии прогнозов авторитетных аналитиков, стратегии прокомментированы в деталях — казалось бы, о чем можно говорить раз за разом, не вгоняя аудиторию в сон? Поэтому традиционный дуэт модераторов сессии, президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин и Яна Чурикова, представленная в этом году как телеведущая и эксперт в области телерадиовещания, изощряются в парном конферансе, побуждая участников дискуссии выходить за рамки привычной политкорректности и нейтральности оценок. Сессию 2019 года «сделала» Яна Чурикова: спрятавшись за придуманной ей самой схемой модерирования «умный и красивая», она очень точно реагировала на еле уловимые проявления интереса спикеров друг к другу, побуждая их к неожиданным и ярким репликам. Из едва-едва мелькавших искр в глазах панелистов ведущая раздувала настоящие дискуссионные костры.
Но начало сессии никаких костров не предвещало. Юрий Припачкин ожидаемо заговорил о том, что цифровая трансформация — это внедрение цифры в аналоговую жизнь, что вместо каждого из нас индустрии придется иметь дело с нашими цифровыми профилями, оснащенными гаджетами, а бизнес-процессы превратятся в циклы взаимодействия платформ с этими профилями. После такого можно было идти осматривать выставку — чего еще непонятно? Но спикеры начали дополнять картину единения платформ и профилей деталями.
Вице-президент по работе с массовым сегментом «Ростелекома» Диана Самошкина напомнила, что по итогам 2018 года более 60% домохозяйств в РФ были охвачены ШПД, что в сочетании с почти поголовным пользованием мобильной связью создало «цифровой трамплин» для предложения и потребления разнообразных digital-сервисов, в том числе и в медиаиндустрии. Этому же способствует и проникновение смарт-телевизоров — все большая их часть перестает быть просто экранами, подключаясь к Интернету, что позволяет еще больше персонализировать телесмотрение, делая его все «умнее». «Стандартная модель pay-TV фактически не будет жизнеспособной, это уже понятно. Должны формироваться гибридные модели, которые состоят из окружения цифровых экранов и сервисов, и только в таком гибридном представлении, дающем ответ на все потребности персонального потребления, экраны и сервисы будут пользоваться спросом, “драйвя” всю медиаиндустрию», — прогноз Дианы Самошкиной был отнюдь не новым, но часто новое — хорошо забытое старое.
Вице-президент «Ростелекома» добавила, что запуск 5G-сетей точно даст возможность непрерывного пользования мобильным видео, и это внесло окончательную ясность: до 5G привычный порядок вещей еще как-то будет сохраняться, а потом — все, полная и окончательная трансформация. Еще одна характерная черта тотального цифрового будущего, по мнению «Ростелекома», — преобладание платных подписок в потреблении видео по сравнению с обыкновенной сегодня рекламной моделью. С самим контентом тоже все уже более-менее понятно — каждая платформа будет заинтересована в увеличении доли эксклюзива в каталоге. Правда, заметила Диана Самошкина, сохраняются вопросы к экономическим моделям создания такого контента. Наконец, все ясно с конвергентной моделью потребления видеосервисов — сочетание фиксированного и мобильного его способов в одном продукте «Ростелеком» считает уже признаком не будущего, но настоящего.
«Теперь можно расходиться», — оценила Яна Чурикова комплексный анализ Дианы Самошкиной, которой действительно удалось обобщить в нескольких предложениях громоздкие тренды, которые на все лады обсуждают на CSTB последние годы.
ВОЗГЛАВИТЬ ЦИФРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
С подачи Яны Чуриковой спикеры попытались описать место их компаний в цифровом будущем, и посыл был здесь очевидный: а вы вообще себя видите в этом будущем? К слову, Диане Самошкиной этот вопрос ведущая не адресовала, потому что говорить здесь и в самом деле не о чем — всем и так понятно, какое у «Ростелекома» место и в настоящем, и в будущем.
Зато заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «Национальной Медиа Группы» (НМГ) Алексей Янчишин дал понять, что у НМГ цифровые перспективы тоже самые что ни на есть лучезарные. Во-первых, НМГ участвует в создании проекта «Витрина ТВ» — «индустриальной инфраструктуры распространения стриминга ТВ-каналов в онлайн-среде». «Есть эфирная дистрибуция, есть платная, давно понятная. А есть ОТТ, где каждый брал стриминг-сигнал телеканалов на основании своих предположений, как это правильно. Мы решили возглавить это движение: создали инфраструктуру, которая фактически является единственным уполномоченным распространителем онлайн-стриминга каналов, являющихся участниками “Витрины ТВ”. Это чисто B2B-история», — рассказал Алексей Янчишин о заявке НМГ на цифровое доминирование в OTT-среде для телеканалов.
Но этим дело не ограничивается. В тандеме НМГ/СТС холдинг запускает еще и потребительский видеосервис More.TV с контентом как от самих НМГ/СТС, так и с покупным. В ответ на реплику Яны Чуриковой, мол, не потонет ли More.TV в море подобных онлайн-сервисов, Алексей Янчишин рассказал, что пользователь на самом деле приходит за контентом, а на какую платформу — вопрос вторичный. Поэтому стратегия More.TV будет базироваться на эксклюзивах НМГ/СТС, которые уберут «из Интернета со всех сторонних площадок». Кроме того, эфирные сделки участников проекта позволят им получать права на вещание в онлайне от сторонних правообладателей, а продвижение видеосервиса в эфире телеканалов, входящих в холдинги НМГ «СТС Медиа», поможет эффективно приводить на OTT-платформу новых пользователей. Есть ли шансы у такого конгломерата оттяпать лакомый кусок цифрового пирога? Вопрос этот не надо было задавать участникам сессии, потому что ответ был очевиден.
И тут уже «Ростелекому» пришлось отвечать на столь явно прозвучавшую претензию на цифровое лидерство. «У нас есть продукт, альтернативный классическим средам “Ростелекома”. Мы вышли в ОТТ. У нас огромная команда разработки, и мы достаточно успешно запустили Wink — наш похожий на More.TV продукт», — в интонациях директора по контентной политике «Ростелекома», генерального директора компании «Медиа-Телеком» Александра Косарима не было никакого вызова, но становилось понятно: битва между Wink и More.TV уже началась, и это при том, что первый сервис запущен всего несколько месяцев назад, а второму еще предстоит коммерческий запуск. Пока это лишь заявка на квалификационный турнир, но что будет с уже прошедшими его игроками, когда в соревнование вступят настоящие тяжеловесы?
Пока в дискуссии не звучали слова «передел рынка», но речь шла именно о нем. Генеральный директор «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук пытался, как мог, отвлекать тяжеловесов от грядущей схватки, примирительно говоря, что и биться-то, дескать, не за что — объем рынка платного ТВ России составляет всего-то жалкие 80 млрд руб. (по предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка платного ТВ составил 99,3 млрд руб., — прим. «Телеспутника») — то есть находится «где-то между Нигерией и Тайванем». Гонка OTT-рынка за той же по объему выручкой, что у платного телевидения, растянется на годы при существующих темпах, а количество потребителей и не растет вовсе, так что мы делим-то, друзья?! Но и это миролюбивое по сути заявление нисколько не успокаивало, ведь чем меньше денег на рынке, тем ожесточенней борьба за них.
СКРОМНЫЙ НОВИЧОК
Объясняя появление коммерческого директора «Яндекса» Леонида Савкова в группе ведущих отраслевых экспертов, Яна Чурикова задала вполне оправданный вопрос о механизме антипиратского меморандума, подписанного «Яндексом» в прошлом году вместе с правообладателями, вещателями и ОТТ-площадками, которые не один год настаивали на изменении политики поисковых систем в выдаче запросов о пиратском контенте. Леонид Савков объяснил, что меморандум, вступивший в действие в ноябре прошлого года, распространяется и на тех, кто его не подписывал. Более того, принятый документ он назвал «заявлением о намерениях», потому что основной объем работы по выработке общих механизмов еще впереди, и они должны быть именно общими, без исключений для отдельных игроков. «Если из пяти условных игроков четыре будут бороться за чистоту использования контента, а один нет, то по-прежнему останется возможность смотреть в сети нелегальный контент», — сказал Леонид Савков.
Тут совершенно неожиданно Юрий Припачкин включил «умного» согласно отведенной ему Яной Чуриковой роли и стал рассуждать о выстраиваемой системе рыночных координат с участием интернет-гигантов. Глава АКТР говорил, что эта система должна устраивать и традиционных, в массе своих нецифровых игроков, иначе им придется уходить в другие ниши — в какие именно, Юрий Припачкин весьма прозрачно указал, пояснив, что кабельные операторы в условиях ужесточения конкуренции с новыми сервисами отказываются от лицензий на кабельное вещание, переходя на лицензии на телематическую деятельность со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с точки зрения отношения к пиратскому контенту.
«Когда вы выстраиваете свою стратегию развития, оцениваете ли вы все многообразие “поляны” и понимаете ли, что движение одних приводит к движению других?», — настойчиво затягивал в диспут глава АКТР коммерческого директора «Яндекса», а тот, казалось, не очень понимал, чего от него хотят. «Когда говорят, что “Яндекс” лидер, то мы говорим, конечно, да. Коллеги из “Яндекса” начинают развивать медийный бизнес, который у них наверняка может “выскочить” совершенно в другую историю, которая скажется на интересах других игроков», — объяснял Юрий Припачкин, чего он, собственно, хочет от Леонида Савкова, проводя параллель между рынками медиа и такси: кто ожидал, что «Яндекс» займется еще и перевозками пассажиров и как это в итоге отразилось на традиционных таксистах?
Представитель поисковика наконец сообразил, что от него ждут прямого ответа: жаждет ли «Яндекс» крови существующих игроков рынка ТВ и видео, в том числе кабельных операторов? «Операторская история — достаточно отдельная, и будет правильно, чтобы другие коллеги ее прокомментировали, — дипломатично ушел от ответа Леонид Савков. — Если говорить о контентной составляющей, то контентный бизнес интересен “Яндексу” и мы видим, что у наших пользователей есть спрос на потребление контента». Он рассказал, что в прошлом году «Яндекс» показывал тот контент, который от него ждала интернет-аудитория, отталкиваясь от текущих событий, а на Новый год показал свою версию привычных телевизионных «Огоньков», скромно заметив, что вроде бы «получилось хорошо». Но даже в этом Яна Чурикова усмотрела скрытую угрозу — если уж на «Огоньки» «Яндекс» посягает, то что же дальше с телевизионщиками будет?
Леонид Савков вполне миролюбиво протягивал традиционным игрокам руку дружбы — мол, есть производители контента, которые все про него понимают, а есть «Яндекс», все знающий про рост интернет-аудитории и ее монетизацию. Так давайте объединимся и сообща заработаем как можно больше денег, почему бы нет?
Но протянутую руку в буквальном смысле оттолкнул Михаил Ковальчук. «Призыв “Яндекса” к сотрудничеству — очень интересная история. Не только от “Яндекса”, но и от других больших интернет-платформ слышали мы такой призыв. Им, безумно, хочется войти в мир контента, и они сделают это двумя способами. Либо они купят его, либо научатся производить сами», — описывал Михаил Ковальчук будущий сценарий порабощения индустрии контента интернет-гигантами. Но и это не все. Дальше, по его словам, онлайн-платформы применят единственную доступную им модель монетизации — бесплатное распространение контента с заработком на рекламе, развернув на себя таким образом еще и рекламные потоки. На замечание Леонида Савкова, что «Яндекс» запустил платный видеосервис на «Кинопоиске» и он уже зарабатывает «достаточно большое количество денег», Михаил Ковальчук даже не среагировал, настолько все выглядело беспросветным. Главная же опасность в том, что у интернет-гигантов настолько большие аудитории, что этот аргумент ничем не перешибить. «Сколько у вас “уников” в месяц? 70 миллионов? Вот только вообразите: 70 с лишним миллионов пользователей “Яндекса” начинают менять свою привычку в медиапотреблении. И объясните мне, как весь остальной рынок pay-TV будет менять ее обратно? Никак!» — обреченно ронял тяжеловесные слова в притихший зал глава «Сигнал Медиа», и именно в этот момент за спинами экспертов проступили контуры будущей цифровой трансформации.
От этого наваждения избавиться было тяжело.
Правда, Леонид Савков успокаивал аудиторию, замечая, что ТВ россияне смотрят в среднем по четыре часа в день, а в Интернете — всего полтора, и когда еще интернет-гиганты догонят по времени контакта традиционных вещателей, но само это допущение не оставляло сомнений — ведь догонят же.
Директор по связям с общественностью «Триколора» Павел Стешин в свою очередь говорил о вере оператора в «большой экран», который еще долгое время будет оставаться основой домашнего семейного просмотра, и о запуске «Триколором» собственного ОТТ-сервиса, из чего следовало, что от своей доли рынка традиционные игроки и не думают отказываться.
Ближе к финалу слово досталось директору по отраслевому развитию АНО «Цифровая экономика» Павлу Анисимову, который закольцевал диалог, обозначив сроки запуска в РФ сетей 5G, которые, как прогнозировала Диана Самошкина в начале, обеспечат непрерывное мобильное видео. До 2021 года будет происходить фактическая расчистка диапазона для сетей пятого поколения, а 2022 год запланирован как точка развертывания 5G в городах-миллионниках, уточнил Павел Анисимов.
Он попытался обозначить новые горизонты, возникающие для медиаиндустрии в связи с запуском 5G-сетей, которые позволят вывести на дороги беспилотные автомобили. «Подключенный автомобиль становится беспилотным, пассажиры которого могут не тратить время на управление, а тратить его на потребление контента. Это новая точка смотрения», — пояснил представитель АНО «Цифровая экономика».
Вопросов, собирается ли «Яндекс» показывать собственный видеоконтент в собственных беспилотных такси через 5G, уже никто не задавал. И так было понятно. Тем более что собственный беспилотный автомобиль у «Яндекса» тоже есть.
Автор: Жданов Алексей
Stay informed with the latest news from
CSTB.PRO.MEDIA
Thank you for your subscription!
Error while subscribing!
Other publications
6 November 2025
Известия. Открыт прием заявок на XVII Национальную премию «Большая цифра — 2026»
28 April 2025
Первый канал. Доброе утро. «Большая Цифра — 2025»: итоги
11 March 2025
Кабельщик: В Москве прошел 27-й форум медиаиндустрии CSTB.PRO.MEDIA 2025
11 March 2025
Известия. В Москве завершил работу 27-й форум медиаиндустрии CSTB.PRO.MEDIA 2025
Forum partners
GENERAL SUPPORT
SUPPORTED BY
FORUM PARTNER
MAIN PARTNER OF THE FORUM AND THE “BIG DIGITAL” AWARD
STRATEGIC PARTNER OF THE FORUM AND THE “BIG DIGIT” AWARD
PARTNER OF THE FORUM AND FESTIVAL ORIGINAL+
OFFICIAL PARTNER OF THE FORUM AND FESTIVAL ORIGINAL+
INDUSTRIAL PARTNER OF THE FORUM AND FESTIVAL ORIGINAL+
MEDIA PARTNER OF THE FORUM AND THE ORIGINAL+ FESTIVAL
FORUM PARTNER
FORUM PARTNER
PARTNER OF THE FORUM AND “BIG DIGITAL” AWARD
SUPPORTED BY
OPERATOR'S DAY PARTNER
OPERATOR'S DAY PARTNER
OPERATOR'S DAY PARTNER
OPERATOR'S DAY PARTNER
SESSION PARTNER
SESSION PARTNER
SESSION PARTNER
ORGANIZING PARTNER
INDUSTRIAL PARTNER
INDUSTRIAL PARTNER
COFFEE PARTNER
COFFEE PARTNER
CO-ORGANIZER OF THE ORIGINAL+ FESTIVAL
CO-ORGANIZER OF THE ORIGINAL+ FESTIVAL
TECHNOLOGY PARTNER OF THE ORIGINAL+ FESTIVAL
CREATIVE PARTNER OF THE FESTIVAL ORIGINAL+
PARTNER OF THE INNOVATION NOMIMATION
MAIN MEDIA PARTNER OF THE ORIGINAL+ FESTIVAL